Пятница, 19.04.2024
Снаряжение и матириалы [1]
Мини-чат
Наш опрос
Каким видом спортивного туризма Вы занимаетесь или хотели заниматься?
1. горный туризм
2. пешеходный туризм
3. конный туризм и T.R.E.C.
4. велосипедный туризм
15. я не занимаюсь экстримом
Всего ответов: 28
Главная » Статьи » Лыжный туризм » Отчеты

Поездка на Алтай на лыжах с собакой

Лыжный поход по горам Алтая 2000 годНесколько лет назад мы ездили с Мухой (собака) на Алтай. Поездка получилась наполненой самыми разными впечатлениями, во многом из-за того что я не был до конца готов к тому с чем пришлось там столкнуться. В школьные годы я довольно серьезно гонялся на гоночных лыжах и кроме того вообще люблю нашу русскую природу, зиму, активный отдых. Поэтому когда узнал что есть вариант с поездкой на горный Алтай в лыжный поход, ухватился за эту идею и остановить меня уже было сложно Поехал я туда через турбазу «Манжерок», расположенную в очень красивом месте на берегу реки Катунь.

Эти места – родина Василия Шукшина и Михаила Евдокимова. А еще есть старая песня про Манжерок… Турбаза набирала группу, а на себя брала оснащение снаряжением, подготовку провизии и предоставляла гида который собственно должен был вести группу по маршруту. Все это меня полностью устраивало, т.к. опыта лыжных походов по горам у меня не было вообще никакого.

Маршрут был рассчитан на 11 дней, спать мы должны были в специальной палатке с печкой, а также в охотничьих домиках встречающихся по пути. Предварительно я постарался в подробностях выяснить насколько реально мне поехать с собакой. В лыжный поход с Собакой

Ребята с турбазы сами не имели такого опыта, но пообщавшись с охотниками выяснили что есть 2 основные опасности:

1 – ледяная корка образующаяся в определенных условиях, о которую собаки буквально могут резать лапы и 2 – намерзание ледышек между пальцев, выгрызая которые собаки могут до крови повредить лапу, поэтому надо самому регулярно проверять состояние лап.

После похода я бы добавил еще три момента на которые надо обратить внимание если кто-то захочет взять собаку в подобный поход.

3 – собака должна быть уже адаптирована к холодным условиям, т.к. во время привалов согреться негде, да и вообще Алтайские горы зимой – это не шутки

4 – крупных собак, имеющих большой вес, лучше не брать в такой поход, т.к. бОльшая часть маршрута проходит по очень глубокому снегу и тяжелой собаке там действительно очень сложно передвигаться.

5 – физическая подготовка собаки должна быть значительно выше среднего.

Из всех опасностей актуальными для нас оказался пункт 4 и частично 5-й.

Муха у меня живет на улице, так что морозы переносит спокойно. А перед походом мы в качестве тренинга ежедневно ходили на лыжах, километров 10-20, довольно быстрым темпом, так что физически Муха подготовлен был неплохо (но весит он довольно прилично, около 40 кг, поэтому по глубокому снегу идти ему было тяжеловато). Я вроде бы тоже был неплохо готов, но как оказалось, все-таки недостаточно хорошо

Это так сказать предъистория. Но начиналось все не совсем гладко. Примерно за неделю до отлета на Алтай Муха порезал лапу. Меня это особо не растроило, т.к. у нас уже был опыт в этой сфере и я даже разработал особую повязку, которая позволяла активно тренироваться через неделю после пореза. Так что собирались мы в обычном режиме… правда, мне сообщили что на Алтае в это время была температура под минус 30, а в горах еще холоднее и почему-то вдруг оказалось что из Москвы полечу только я. Но меня морозами не остановишь, это я думаю подтвердят все кто меня знает лично

И вот день отлета, я весь в предвкушении… Где-то за полчаса до отъезда в аэропорт пошел прогуляться с Мухой и во время прогулки вдруг увидел следы крови. «Открылась рана», решил я… но придя домой выяснил что это Муха порезал уже вторую лапу Но я так просто сдаваться не привык и решил что по любому поеду на Алтай, а там на месте сориентируюсь как быть.

Все-равно до похода еще 2 дня я должен был жить на турбазе и если увижу что у Мухи из-за лапы проблемы с передвижением, просто уже на месте откажусь от похода.

Летели на Алтай мы с Мухой на самолете, прямо в салоне. В то время авиакомпания «Сибирь» еще разрешала провозить крупных собак в салоне, причем без бокса. Это было просто здорово, т.к. во время полета я пару раз обработал Мухе лапы и вообще, когда рядом твоя собака, душа как-то спокойна Бортпроводницы провожали нас как почетных гостей, предлагали еду оставшуюся после обеда, желали удачи…

Приехали мы на турбазу. Тут выяснилось несколько интересных моментов. Во-первых, оказалось что это первый лыжный поход который организуется для туристов, до этого они сами ходили по горам в этих местах только летом. Избушка охотника АлтайВо-вторых, хотя желающих изначально было довольно много, реально из туристов приехал я один. А чтобы взять с собой палатку с печкой надо минимум 6 человек... Поэтому пришлось немного поменять и сократить маршрут, с тем чтобы все ночевки у нас попадали на охотничьи домики. Из-за всех этих нюансов сборы растянулись дней на 5. Но мне это было только на руку, за это время у Мухи его раны под зажили.

В итоге нас пошло всего 4 человека: я, 2 гида (Ильяс и Андрей), и еще один охотник Володя, которого уговорили присоединиться к нам, с его опытом мы чувствовали себя надежней в горах зимой… Ну и конечно с нами был Муха. Я набрал с собой побольше лекарств, перевязки и в течении всего похода Муху его раны почти не беспокоили. Я делал в день лишь 2 перевязки: утром перед походом и вечером перед сном.

За день до похода нас вывезли на машине к подножию горы и там мы переночевали в какой-то избушке. А на следующий день с утра отправились в путь, в горы. В первый день я выложился по полной программе… Рюкзак у меня был нагружен больше всех, в основном за счет Мухиного корма. Ребята-гиды даже запасные брюки не стали брать с собой (тогда я этому сильно удивился, но во время похода понял насколько каждый килограмм веса создает большие проблемы во время лыжного похода по глубокому снегу). Также у меня был с собой кофр с фотокамерой, килограмма на три. Когда ребята с турбазы узнали что я его хочу взять с собой, они посмотрели на меня как на идиота … Но самое главное, я далеко не сразу освоил новую для меня технику передвижения на широких лыжах по глубокому снегу. Первые несколько километров меня по привычке тянуло толкнуться лыжей посильнее, как в лыжных гонках, но это часто приводило к тому что лыжа проскальзывала резко назад, я терял равновесие и падал в снег. Что такое выбраться из глубокого снега, когда лежишь, а под тобой 2-3 метра снега, опоры под руками нет, а на спине тяжеленный рюкзак, сколько при этом тратится сил, словами сложно передать…

Весь день мы шли только в гору. Надо было успеть дойти в этот день до охотничьего домика, поэтому никаких привалов не устраивали. У каждого в кармане была горсть кураги и каждый сам решал когда ему нужно остановиться и передохнуть. Я действительно не часто в жизни так выкладывался, хотя за годы занятий лыжными гонками всякое бывало… несколько раз у меня сводило мышцы… Выручило спортивное прошлое, уж что-что, а выкладываться нас научили…Общее фотона вершине горы

На следующий день ребята меня пожалели и немного разгрузили мой рюкзак. Да и вообще, уже через день я адаптировался к новому способу передвижения на лыжах, еды в рюкзаках становилось все меньше и меньше, и все остальные дни я получал уже настоящее удовольствие от самого похода и природы которая меня окружала. Жаль только что останавливаться для съемки на фотокамеру удавалось не часто, так как потом было сложно догнать ребят которые за это время могли уйти довольно далеко. Но это все тогда не имело большого значения, мы шли по горам, любовались природой, а вечером разжигали костер, готовили пищу и расслаблялись. Два раза устраивали «дни отдыха», во время которых оставляли вещи в домике и налегке ездили любоваться близлежащими местами. Второй день отдыха вообще-то не был запланирован. Но очень уж тяжелым получился переход накануне, все прилично устали. И вот мы сидели в «Лехиной избушке» (так ее называли ребята-гиды), все уставшие, во время ужина развели немного спирта и выпили горилки которую я привез из Москвы, и так нам было хорошо… И тут Ильяс произнес: «пусть мне сейчас предложат миллион долларов и скажут идти дальше, я откажусь». Всем эта мысль показалась настолько правильной что мы тут же единодушно решили на следующий день устроить отдых.

Что касается Мухи, он был просто молодцом. На участках где был глубокий снег, ему приходилось значительно сложнее чем нам, так как он фактически погружался в снег по брюхо и перемещался гребя лапами вперед… Зато там где снег был плотным, или сверху была плотная корка (которая проваливалась под нами, но не под Мухой), ему было намного легче. Интересно что во время «обеденных привалов», когда мы останавливались передохнуть подольше, готовили чай и влегкую перекусывали, Муха устраивал себе настоящее лежбище. Он крутился на одном месте вокруг себя около 5-10 минут, разгребая под собой снег лапами и в результате получалась довольно глубокая яма, в которую Муха укладывался и свертывался калачиком. Ни до этого похода, ни после, я за ним такого поведения не замечал. Ребята все его очень полюбили. Да и сам Муха к концу похода начал нас всех пасти… Т.е. если в первые 2-3 дня он обычно шел впереди меня, постоянно оборачиваясь и контролируя чтобы я был поблизости, то в конце похода он часто курсировал между первым участником нашей группы и последним, как бы проверяя все ли на месте В последний день похода, когда мы шли к избушке от которой нас уже должна была забрать машина, мы вышли на колею проложенную каким-то транспортом и я наконец смог переключиться на привычную для себя технику передвижения на лыжах, раскатывая почти как на обычных гоночных лыжах. Я так раскатался что оторвался от наших ребят наверное километра на 2. При этом Муха бежал в основном со мной, но периодически покидал меня минут на 10-15, возвращаясь назад. Ребята мне потом рассказали что Муха в это время прибегал к ним, совсем немного с ними «общался» и затем снова бежал вперед, догоняя меня.

Группа после похода на турбазеВернувшись на турбазу я еще около 3-4 дней пожил на ней, все это время мы там отмечали наше успешное возвращение. Очень кстати в это же время на базу заехали студенты из какого-то ВУЗа (в основном студентки ) и было очень весело. Домой я возвращался на поезде и было очень приятно и неожиданно когда несколько девченок с которыми мы веселились на турбазе, узнав на фирме время отправления поезда, пришли меня провожать. На прощание они подарили мне карту Алтая и фотографию, на обратной стороне которой была такая надпись:

«Желаем чтобы одна из жизненных дорог всегда вела на Манжерок»... мне жаль что пока их пожелание не исполнилось, но очень надеюсь что еще удастся это осуществить... Об Алтае и людях живущих там у меня остались самые восторженные воспоминания!

Поместить в закладки:

Категория: Отчеты | Добавил: Aaz (23.12.2007) | Автор: Сергей Старовойтов
Просмотров: 4840 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.